О чем речь? Органы управления трактора – разного рода рычаги, педали и переключатели. Контроль за работой оборудования обеспечивают контрольно-измерительные приборы.
На что обратить внимание? Системы управления гусеничными и колесными тракторами имеют не слишком значительные, но от того не менее важные отличия. Тракторист должен знать о работе всех органов, иначе не будет допущен до работы.
В этой статье:
Общее устройство трактора
Тракторами называют самоходную технику, с помощью которой выполняют разного рода тяжелые работы. К ней цепляют навесное или прицепное сельскохозяйственное оборудование, дорожные, строительные и иные машины или механизмы. С помощью таких машин транспортируют (буксируют) повозки и прицепы.
Для приведения в действие дополнительных устройств используется усилие, создаваемое основным силовым агрегатом, которое поступает к рабочим органам через вал отбора мощности (ВОМ), а также механические, гидравлические или пневматические системы привода.
Широкое применение и популярность тракторной техники обусловлено ее универсальностью и возможностью пользоваться широким спектром дополнительных навесных и/или прицепных устройств и инструментов.
Конструкция любого трактора состоит из следующих основных частей: силовой установки (двигателя, трансмиссии), рамы, подвески, ходовой части, механизмов управления, а также рабочего и вспомогательного оборудования.
Общее устройство трактора
Основная функция ДВС (дизельного или бензинового) – преобразование тепловой энергии, получаемой при сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах, механическое усилие, создающее крутящий момент и приводящее во вращение коленчатый вал.
Далее происходит передача крутящего момента через трансмиссию на крутящие звездочки (если речь идет о гусеничном тракторе). Специальные механизмы дают машине возможность плавно трогаться с места и останавливаться, менять скорость движения, поворачивать, а также изменять тяговое усилие.
Рамный остов является основой всей конструкции трактора, на которую устанавливаются механизмы и узлы.
Трансмиссия отвечает за передачу момента силы, создаваемого двигателем, на ведущие звездочки гусениц.
С помощью подвески осуществляется упругая связь ходовой части и рамы, а также передача веса, который с самого агрегата и дополнительного оборудования переносится на гусеницы с опорными катками. Важная функция данной системы заключается в демпфировании ударов и вибраций при движении. Подвеска может быть эластичной или полужесткой.
С помощью механизмов управления и приборов контроля оператор отслеживает функционирование всех систем, включая силовую установку.
К вспомогательному оборудованию относятся кузовные детали, окна, кресло оператора и т. п., а к функциям рабочего такая задача, как отбор мощности для навесного, прицепного оборудования, а также стационарных машин и механизмов. Речь идет о прицепных или навесных дополнительных устройствах и инструментах, ВОМ, приводных шкивах, гидравлике, электрической и осветительной системах и т. д.
Описание органов управления гусеничного трактора
Рассмотрим органы управления трактора на примере Т-150:
- система управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя;
- система управления шторкой радиатора;
- световой индикатор включателя «массы»;
- включатель «массы»;
- тахомотосчетчик;
- управление вентилятором;
- управление осветительными приборами;
- указатели давления масла в гидросистеме трансмиссии;
- включатель стартера;
- выключатель зажигания пускового двигателя;
- указатель давления моторного масла;
- световой индикатор аварийного давления моторного масла;
- амперметр;
- указатель температуры тосола в ДВС;
- центральный переключатель света;
- контрольная лампа аварийной температуры тосола в ДВС;
- рычаги КПП;
- рулевое колесо;
- рычаг ручного управления подачей топлива;
- звуковой сигнал;
- педаль ножного управления подачей топлива;
- педаль тормоза;
- рычаг переключения рядов КПП;
- педаль главной муфты сцепления;
- управление распределителем навесного оборудования;
- рычаг управления муфтой ВОМ;
- рычаг включения пусковой шестерни и муфты сцепления пускового устройства;
- рукоятка управления краником фильтра-отстойника пускового двигателя.
Запуск ДВС осуществляется под контролем выключателей «массы», стартера, зажигания пускового двигателя, ручного и ножного управления подачей топлива, рычага, включающего пусковую шестерню и муфту сцепления ПУ, рукояти краника фильтра отстойника пускового мотора, управления воздушной заслонкой карбюратора пускового мотора, управления шторкой радиатора.
С помощью верхней кнопки выключателя можно подключить минусовую клемму АКБ к «массе», а нижняя служит для ее отключения.
Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке.
Рычаг работает в блоке с педалью, нажатием на которую можно увеличить подачу топлива.
Когда рычаг установлен в нейтральное положение, муфта сцепления выключается. Чтобы ее включить, нужно сдвинуть рычаг книзу. В то время как оператор поднимает его, включается пусковая шестерня, отключение которой при пуске дизельных моторов происходит в автоматическом режиме.
Шторка радиатора закрывается при перемещении на себя цепочки управления, которую можно зафиксировать с помощью специальных пазов на направляющих втулках, предварительно придав ей требуемое положение.
Механизмы передачи момента силы и рабочее оборудование трактора управляется рычагами КПП, рулевым колесом, педалью тормоза, ручкой переключения рядов КПП, рукоятками контроля распределителя навесного оборудования, рычагом управления муфтой ВОМ, педалью главной муфты сцепления.
Органы управления гусеничного трактора включают в себя рычаги для переключения передач левого и правого бортов. Для определения номеров передач используются метки. При нахождении рулевого колеса в прямом положении, а обоих рычагов напротив одной отметки вращение ведущих звездочек будет выполняться на одной скорости, а значит, машина поедет по прямой.
Поворот по фиксированному радиусу будет выполняться в сторону рычага, поставленного на более низкую передачу. Когда передача на левом и правом борту включена, соответственно в положения 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, машина поворачивает по окружности радиусом 13 м. При включении 1 и 3 или 2 и 4 радиус равен 7 м, а 1 и 4 – примерно 5 м.
Педалью тормоза оператор пользуется, если необходимо экстренно остановить движение машины. Предусмотрена защелка горного тормоза, предназначенная для удержания техники на наклонных поверхностях.
Описание органов управления гусеничного трактора
При нахождении рукояток в крайнем заднем расположении агрегат работает в режиме «подъема». Перемещая вперед, их можно зафиксировать на «нейтралке», а затем в режиме «опускания». В крайней передней позиции рычаги оказываются в «плавающем» положении.
При педали, находящейся в исходной позиции, главная муфта сцепления включена.
Приборная панель, находящаяся перед оператором, служит для размещения тахоспидометра, указателей давления рабочей жидкости в гидравлике трансмиссии и моторного масла, амперметра, показателя температуры тосола.
Тахомотосчетчик отображает обороты коленвала (об/мин), а также оснащается счетчиком моточасов эксплуатации ДВС.
Также для управления работой трактора оператор пользуется световым индикатором выключателя «массы», аварийного давления моторного масла, аварийной температуры тосола, кнопкой звукового сигнала, переключателями систем вентиляции и осветительного оборудования.
Специальный рычажок переводится вниз для включения обдувающего вентилятора и вверх – для подключения вентилятора-пылеотделителя.
При нажатой до отказа ручке осветительные приборы полностью отключены. При вытянутой наполовину (первое положение) происходит включение габаритных огней, а если вытянуть до конца (второе положение), то включаются передние фары. Сама приборная панель освещается при рукоятке, установленной в первое или второе положения, для регулировки яркости ее нужно поворачивать вокруг продольной оси.
Описание органов управления колесного трактора
Органы управления колесного трактора, которыми оснащена кабина оператора, размещаются так же, как и на гусеничных машинах.
Описание органов управления колесного трактора
Однако есть ряд приборов и органов управления, характерных исключительно для машин на колесном ходу.
К таковым относятся:
- тахоспидометр;
- манометр, которым измеряется давление воздуха в пневматике тормозной системы;
- рычаги торможения прицепного оборудования и основного тормоза;
- включение привода насоса навесного оборудования;
- включение приводов вала отбора мощности и насосов гидравлический систем трансмиссии и рулевого управления колесами;
- включение привода переднего моста;
- переключение рядов КПП и ходоуменьшителя;
- КПП;
- а также ножной переключатель осветительных приборов и «поворотников».
Тахоспидометр в верхней части оснащен четырьмя концентрическими шкалами, предназначенными для отображения скорости движения машины с учетом передач транспортного ряда, а снизу – шкалой, отображающей частоту вращения коленвала двигателя. Кроме того, прибор оборудуется счетчиком, учитывающим моточасы эксплуатации ДВС.
Манометры оснащаются двумя шкалами со стрелками: сверху – для определения давления в воздушных баллонах, а снизу – для контроля давления в тормозных камерах.
Переднее положение рычага соответствует работе насосов от колес при выключенном вале отбора мощности, среднее – их приведению в действие двигателем при отключенном ВОМ. Если рычаг установлен в задней позиции, насосы работают от ДВС, а ВОМ отключен.
С помощью переключателя выполняется перевод ближнего света передних фар на дальний или на подфарники.
Готовясь к выполнению поворота, оператор включает поворотные огни переключением рычажка в соответствующую сторону, а по его завершении – оставляет в нейтральном положении.
Часто задаваемые вопросы об органах управления тракторов
В чем заключается разница между органами управления и приборами?
Назначение органов управления трактора – включение и отключение механизмов, запускающих и останавливающих работу соответствующих систем. С помощью контрольно-измерительных приборов оператор контролирует работу ДВС и электрического оборудования.
В чем заключается разница между органами управления и приборами?
С помощью каких механизмов осуществляется управление трактором?
Эти задачи решаются приспособлениями, изменяющими направление движения трактора, задающими скорость, отвечающими за торможение и т. д. В первую очередь к ним относятся руль или рычаги переключения передач левого и правого бортов у гусеничной техники.
Чем отличаются органы управления от рабочего оборудования?
Органы управления были разобраны выше, а функции рабочего оборудования трактора состоят в обеспечении максимальной производительности при использовании различного основного, дополнительного (навесного и/или прицепного) оснащения и инструментов. Эти задачи решаются прицепными устройствами, приводными шкивами, ВОМ и гидравлическими навесными системами.
Как размещаются органы управления трактором?
Основные органы управления и приборы трактора размещаются в кабине оператора. Также существует аппарат контроля дополнительного оборудования в виде рычагов, которые находятся вне кабины и могут использоваться только после прекращения движения.
Выбирая тракторную технику для выполнения тех или иных видов работы, необходимо тщательно изучить прилагающуюся к машине техническую документацию.