О чём речь? Принцип работы погрузчика заключается в перемещении различных грузов и возможности выполнения землеройных работ. Машина состоит из шасси, рамы, кабины и навесного оборудования (ковша, вил, захватов).
На что обратить внимание? При выборе погрузчика оценивают конструктивные составляющие, а также мощность, грузоподъемность, комплектацию и возможность установки дополнительного навесного оборудования.
Из этого материала вы узнаете:
Устройство и принцип работы погрузчика
Фронтальный погрузчик по своей конструкции представляет собой классический трактор на четырех колесах, хотя иногда встречаются и гусеничные модификации. Широкий и глубокий ковш, закрепленный на передней части рамы, удерживается стрелой с гидравлическим приводом, обеспечивая основные функции погрузчика.
В задней части трактора за кабиной оператора располагается двигатель, который также служит противовесом. Кроме ковша техника может быть оснащена различным навесным оборудованием, которое выбирается в зависимости от задач и существенно расширяет функционал погрузчика.
Устройство и принцип работы погрузчика
Для фронтальных погрузчиков преимущественно применяют дизельные двигатели, так как они обеспечивают оптимальные технические показатели для этой категории техники. Основное преимущество дизельного силового агрегата – его топливная экономичность, что важно при работе с крупногабаритными и тяжелыми материалами.
К тому же он обладает высоким КПД и увеличенным сроком эксплуатации. Колесный ковшовый погрузчик, оснащенный дизельным мотором, прекрасно зарекомендовал себя при работе в экстремальных погодных условиях.
Ряд моделей комплектуется гибридными или газовыми силовыми установками, но их эффективность ниже по сравнению с дизельными двигателями. Электрические двигатели крайне редко устанавливаются на фронтальные погрузчики, поскольку их использование сопряжено с определенными сложностями, связанными с необходимостью подключения к электросети.
Следовательно, такие моторы лучше всего подходят для эксплуатации в закрытых пространствах и при работе с меньшими грузами.
Мощность силового агрегата фронтального погрузчика обычно варьируется от 130 до 500 лошадиных сил, и чем мощнее двигатель, тем больший вес способна поднимать машина. Стандартный объем ковша фронтального погрузчика колеблется от 1 до 13 м³.
На рынке существует несколько видов универсальной спецтехники, включая бульдозеры, экскаваторы и фронтальные погрузчики с ковшами, которые новичку могут показаться схожими по принципам работы, применению и внешнему виду. Тем не менее у каждой из этих машин есть свои отличия, знание которых поможет выбрать наиболее подходящую технику для конкретных нужд.
Важные различия заключаются в мелких, но значительных конструктивных особенностях, специфических технических характеристиках и функциях навесного оборудования, применяемого в каждом конкретном случае. Так, например, фронтальный погрузчик поднимает грузы ковшом для их перемещения по площадке и имеет меньшую мощность, чем бульдозер, который перемещает материалы, не поднимая их от земли, используя широкий отвал.
Поэтому грузоподъемность не является ключевым фактором в этом случае, что и является основной особенностью бульдозера. Кроме того, бульдозер уступает колесному погрузчику в маневренности.
Основная функция экскаватора – копка траншей и глубоких ям прямой лопатой. В то же время фронтальный погрузчик хоть и входит в категорию землеройных машин за счет отличной грузоподъемности и глубокого ковша, используется преимущественно для транспортировки грузов. Исходя из этого, выбор подходящей техники должен основываться на типе выполняемых работ. Оптимальное решение – использование экскаватора и колесного фронтального погрузчика совместно, если это возможно.
Сферы применения погрузчиков
В современных реалиях при проведении разнообразных работ чаще всего используются многофункциональные самоходные машины. Фронтальные погрузчики пользуются большой популярностью, благодаря ряду выдающихся характеристик. К ключевым из них относятся высокая номинальная мощность, отличная маневренность, надежность, легкость в ремонте и способность работать в экстремальных условиях.
Сферы применения погрузчиков
Перечень производимых операций:
- очистка стройплощадок от снега, мусора, камней и других ненужных предметов;
- погрузка/разгрузка;
- перемещение крупных грузов на короткие расстояния;
- вспашка/культивирование;
- засыпка ям и выравнивание поверхности.
Область использования:
Наименование сферы | Описание |
Сельское хозяйство | Предполагается использование сменных модулей (плуга, вил, грабель и так далее). При этом машина может применяться не только для выполнения основных задач (погрузка, рытье и другие), но и для специализированных работ, таких как вспашка полей и уборка скошенной травы |
Жилищно-коммунальное хозяйство | Техника отлично справляется с очисткой улиц от снега и мусора |
Деревообрабатывающая промышленность | Погрузчики эффективно используются при планировке территорий, а также для перемещения опилок, стружки, досок, бревен |
Складские комплексы | Маневренные модели подходят для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, перемещения паллет и поддонов между стеллажами в узких проходах |
Горнодобывающий сектор | Тяжёлые модификации успешно применяются в карьерах для добычи полезных ископаемых открытым способом, а также для решения других задач в этой сфере промышленности |
Гражданское и промышленное строительство | Это основная область применения фронтальных погрузчиков. Они незаменимы при рытье котлованов, демонтаже старых построек и расчистке стройплощадок |
Характеристики погрузчика
- Грузоподъёмность. Первый признак, по которому классифицируются эти машины. Различают мини-погрузчики грузоподъемностью максимум 2 тонны; компактные модели, в которых данный параметр варьируется от 2 до 5 тонн; модификации среднего класса грузоподъемности – до 10 тонн; габаритные машины для карьерных работ, поднимающие свыше 10 тонн.
- Масса спецтехники. Вес самых тяжелых карьерных погрузчиков колеблется от 25 до 30 тонн. Масса средних моделей составляет 15–25 тонн. Машины, которые входят в группу малогабаритных, весят 5–15 тонн, тогда как вес мини-погрузчиков не превышает 4–5 тонн.
- Высота подъёма. Для достижения максимальной устойчивости на поверхности данный параметр должен быть пропорционален грузоподъемности машины. В стандартной комплектации высота подъема составляет 3 метра, но с дополнительным оборудованием ее можно увеличить до 8 метров.
- Ходовая. Погрузчики могут быть выполнены на колесном или гусеничном ходу. Колесные модели более удобны и востребованы благодаря тому, что они могут передвигаться по дорогам общего пользования, не повреждая покрытие. В отличие от них гусеничные машины требуют использования специального оборудования для транспортировки. Погрузчики с колесной ходовой частью также делятся на виды по типу рамы, которая может быть шарнирно-сочлененной либо жесткой.
- Шины. Бывают пневматическими и цельнолитыми. Пневматические известны своими превосходными амортизационными свойствами, тогда как цельнолитые шины используются в условиях, где присутствует высокий риск повреждения покрышек.
- Ковш. В этой категории спецтехники ковши делятся на:
- тяжёлые, подходящие для перевозки негабаритных грузов;
- скальные, предназначенные для работы в карьерах;
- облегченные, применяемые для сыпучих материалов;
- с боковой выгрузкой, которые удобны при работе с сыпучими грунтами в ограниченных пространствах.
- Основное предназначение. Преимущественное большинство производимых фронтальных погрузчиков характеризуется универсальным назначением. Эти машины оснащаются как передним ковшом, так и разнообразным сменным навесным оборудованием в виде челюстных захватов, грузоподъемного крюка или держателей колес.
Впрочем, в настоящее время выпускаются и специализированные модели, например погрузочно-доставочная техника, тоже относящаяся к категории фронтальных погрузчиков, но из-за конструктивных особенностей используемая исключительно в шахтах.
Характеристики погрузчика
Дополнительное оборудование погрузчика
Фронтальные погрузчики – универсальная техника, и свою многофункциональность она обретает за счет различных видов навесного оборудования.
- Ковш. Главный рабочий орган машины, от объема которого (от 3 до 10 м3) напрямую зависит уровень производительности самого погрузчика.
- Крюк. Элемент, предназначенный для подъема упакованного груза или материалов с возможностью такого захвата.
- Вилы. С их помощью выполняются такие операции, как подъем, транспортировка, штабелирование поддонов.
- Захваты. Их используют для работы с тюками, лесоматериалами, бочками и прочими видами специфических грузов.
- Отвалы бульдозера. Служат для транспортировки грузов методом буксирования по грунту или трассе без предварительного подъема.
- Отвалы для снежных масс. С их помощью расчищаются улицы от снега.
- Резчики силоса. Используются в сельскохозяйственном секторе при производстве заготовки силоса и прочего растительного сырья.
Дополнительное оборудование погрузчика
Как управлять погрузчиком
В связи с высоким спросом на эту технику специальность оператора погрузчика становится все более востребованной. Поскольку обучение этой профессии в автошколе не предусмотрено, стоит искать обучающие курсы, проводимые заводами и различными предприятиями.
Безусловно, принцип работы фронтального погрузчика можно освоить и непосредственно на рабочем месте, наблюдая за опытным водителем в реальных условиях. Однако начальник в любом случае не позволит управлять этой машиной без наличия специального удостоверения, являющегося своего рода доступом к работе.
Категория, указанная в документах, обозначает, с какой техникой водитель имеет право работать. Этот параметр определяется мощностью мотора машины: к примеру, категория Е1 разрешает управление погрузчиками с мощностью до 147 кВт, тогда как Е2 охватывает технику с более высоким значением.
Чтобы эффективно управлять погрузчиком, нужны квалификация и особые умения, так как некоторые модели обладают большими размерами и низким уровнем маневренности. Более того, неправильное обращение со спецтехникой может привести к значительному снижению ее производительности. Следовательно, разумнее нанять опытного оператора, а не водителя-новичка.
Как управлять погрузчиком
Итак, перейдем к принципу работы погрузчика.
- Перед запуском машины водитель должен осмотреть ее состояние и убедиться в корректности и надежности крепления навесного оборудования. При неверном подборе оборудования существенно снижается эффективность работы погрузчика и значительно ускоряется износ его элементов. Максимальная нагрузка при этом ложится на сложно восстанавливаемые редкие элементы крепления.
- Прогрев двигателя и последующее охлаждение на холостом ходу являются важными шагами для увеличения срока службы погрузчика, в особенности деталей, требующих смазки. Современные погрузчики зачастую оснащены встроенным таймером, который автоматически отводит время на прогрев силового агрегата.
- Для предотвращения перегрева мотора оператору важно освоить навык плавного торможения в любых условиях, что позволит избежать перегрузки сцепления. Для этого маневры нужно планировать заранее – за пару секунд.
- Корректное реверсирование – важное условие не только при движении на больших скоростях. Резкое переключение на передний ход и выжимание сцепления при смене направления приводит к преждевременному износу трансмиссии, хотя скорость работы машины при этом однозначно возрастает.
Если же техника все-таки пробуксовывает, необходимо набрать немного грунта/песка в ковш и слегка его приподнять. Так облегчится работа сцепления и можно продолжить процесс. Также в данной ситуации поможет блокировка передних колес.
Для повышения маневренности техники сперва нужно выполнить подготовку рабочей зоны. Это позволит не только сократить время, проводимое оператором за рулем, но и облегчить его работу в целом.
Часто задаваемые вопросы о принципах работы погрузчика
Какие минусы фронтальных погрузчиков?
Любая многофункциональная техника не предназначена для выполнения задач узкой специализации. Погрузчики могут рыть грунт, но в сравнении с экскаваторами они не способны создавать глубокие котлованы. Они свободно маневрируют между складскими стеллажами, однако не в силах составить в этом (а также в поднятии грузов на большую высоту) конкуренцию компактным вилочным моделям.
На какие факторы стоит обратить внимание при выборе спецтехники?
Нужно знать, что из навесного оборудования входит в комплектацию, а что придется приобретать за дополнительную плату. Кроме того, во избежание спонтанного выхода из строя различных агрегатов погрузчика, а также простоев, вызванных поломками, нужно вовремя менять расходники. Поэтому перед покупкой важно поинтересоваться доступностью (есть ли в свободной продаже) самых распространенных расходных элементов.
Какая взаимосвязь таких параметров погрузчика, как производительность и объем ковша?
От объема ковша зависит производительность фронтального погрузчика. Есть недобросовестные компании, преднамеренно искажающие этот показатель – они оснащают модели средней грузоподъемности крупногабаритными ковшами. Такие действия приводят к существенному перегрузу деталей и рабочих узлов, из-за чего в ходе эксплуатации возникают серьезные поломки.
На сегодняшний день погрузчик считается одним из наиболее востребованных видов спецтехники на рынке. Его популярность объясняется универсальными возможностями, работой в сложных погодных условиях и на трудных участках. Однако для того, чтобы эти качества действительно приносили пользу, следует ответственно подойти к выбору подходящей техники.