Скидка на первый заказ
Спецтехника

Принцип работы погрузчика: устройство и виды

18.09.2024
1412
Время чтения: 13 минут

О чём речь? Принцип работы погрузчика заключается в перемещении различных грузов и возможности выполнения землеройных работ. Машина состоит из шасси, рамы, кабины и навесного оборудования (ковша, вил, захватов).

На что обратить внимание? При выборе погрузчика оценивают конструктивные составляющие, а также мощность, грузоподъемность, комплектацию и возможность установки дополнительного навесного оборудования.

 

Устройство и принцип работы погрузчика

Фронтальный погрузчик по своей конструкции представляет собой классический трактор на четырех колесах, хотя иногда встречаются и гусеничные модификации. Широкий и глубокий ковш, закрепленный на передней части рамы, удерживается стрелой с гидравлическим приводом, обеспечивая основные функции погрузчика.

В задней части трактора за кабиной оператора располагается двигатель, который также служит противовесом. Кроме ковша техника может быть оснащена различным навесным оборудованием, которое выбирается в зависимости от задач и существенно расширяет функционал погрузчика.

устройство и принцип работы погрузчика Устройство и принцип работы погрузчика

Для фронтальных погрузчиков преимущественно применяют дизельные двигатели, так как они обеспечивают оптимальные технические показатели для этой категории техники. Основное преимущество дизельного силового агрегата – его топливная экономичность, что важно при работе с крупногабаритными и тяжелыми материалами.

К тому же он обладает высоким КПД и увеличенным сроком эксплуатации. Колесный ковшовый погрузчик, оснащенный дизельным мотором, прекрасно зарекомендовал себя при работе в экстремальных погодных условиях.

Ряд моделей комплектуется гибридными или газовыми силовыми установками, но их эффективность ниже по сравнению с дизельными двигателями. Электрические двигатели крайне редко устанавливаются на фронтальные погрузчики, поскольку их использование сопряжено с определенными сложностями, связанными с необходимостью подключения к электросети.

Следовательно, такие моторы лучше всего подходят для эксплуатации в закрытых пространствах и при работе с меньшими грузами.

 

Мощность силового агрегата фронтального погрузчика обычно варьируется от 130 до 500 лошадиных сил, и чем мощнее двигатель, тем больший вес способна поднимать машина. Стандартный объем ковша фронтального погрузчика колеблется от 1 до 13 м³.

На рынке существует несколько видов универсальной спецтехники, включая бульдозеры, экскаваторы и фронтальные погрузчики с ковшами, которые новичку могут показаться схожими по принципам работы, применению и внешнему виду. Тем не менее у каждой из этих машин есть свои отличия, знание которых поможет выбрать наиболее подходящую технику для конкретных нужд.

Важные различия заключаются в мелких, но значительных конструктивных особенностях, специфических технических характеристиках и функциях навесного оборудования, применяемого в каждом конкретном случае. Так, например, фронтальный погрузчик поднимает грузы ковшом для их перемещения по площадке и имеет меньшую мощность, чем бульдозер, который перемещает материалы, не поднимая их от земли, используя широкий отвал.

Поэтому грузоподъемность не является ключевым фактором в этом случае, что и является основной особенностью бульдозера. Кроме того, бульдозер уступает колесному погрузчику в маневренности.

Основная функция экскаватора – копка траншей и глубоких ям прямой лопатой. В то же время фронтальный погрузчик хоть и входит в категорию землеройных машин за счет отличной грузоподъемности и глубокого ковша, используется преимущественно для транспортировки грузов. Исходя из этого, выбор подходящей техники должен основываться на типе выполняемых работ. Оптимальное решение – использование экскаватора и колесного фронтального погрузчика совместно, если это возможно.

 

Сферы применения погрузчиков

В современных реалиях при проведении разнообразных работ чаще всего используются многофункциональные самоходные машины. Фронтальные погрузчики пользуются большой популярностью, благодаря ряду выдающихся характеристик. К ключевым из них относятся высокая номинальная мощность, отличная маневренность, надежность, легкость в ремонте и способность работать в экстремальных условиях.

сферы применения погрузчиков Сферы применения погрузчиков

Перечень производимых операций:

  • очистка стройплощадок от снега, мусора, камней и других ненужных предметов;
  • погрузка/разгрузка;
  • перемещение крупных грузов на короткие расстояния;
  • вспашка/культивирование;
  • засыпка ям и выравнивание поверхности.

Область использования:

Наименование сферы Описание
Сельское хозяйство Предполагается использование сменных модулей (плуга, вил, грабель и так далее). При этом машина может применяться не только для выполнения основных задач (погрузка, рытье и другие), но и для специализированных работ, таких как вспашка полей и уборка скошенной травы
Жилищно-коммунальное хозяйство Техника отлично справляется с очисткой улиц от снега и мусора
Деревообрабатывающая промышленность Погрузчики эффективно используются при планировке территорий, а также для перемещения опилок, стружки, досок, бревен
Складские комплексы Маневренные модели подходят для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, перемещения паллет и поддонов между стеллажами в узких проходах
Горнодобывающий сектор Тяжёлые модификации успешно применяются в карьерах для добычи полезных ископаемых открытым способом, а также для решения других задач в этой сфере промышленности
Гражданское и промышленное строительство Это основная область применения фронтальных погрузчиков. Они незаменимы при рытье котлованов, демонтаже старых построек и расчистке стройплощадок

Характеристики погрузчика

  1. Грузоподъёмность. Первый признак, по которому классифицируются эти машины. Различают мини-погрузчики грузоподъемностью максимум 2 тонны; компактные модели, в которых данный параметр варьируется от 2 до 5 тонн; модификации среднего класса грузоподъемности – до 10 тонн; габаритные машины для карьерных работ, поднимающие свыше 10 тонн.
  2. Масса спецтехники. Вес самых тяжелых карьерных погрузчиков колеблется от 25 до 30 тонн. Масса средних моделей составляет 15–25 тонн. Машины, которые входят в группу малогабаритных, весят 5–15 тонн, тогда как вес мини-погрузчиков не превышает 4–5 тонн.
  3. Высота подъёма. Для достижения максимальной устойчивости на поверхности данный параметр должен быть пропорционален грузоподъемности машины. В стандартной комплектации высота подъема составляет 3 метра, но с дополнительным оборудованием ее можно увеличить до 8 метров.
  4. Ходовая. Погрузчики могут быть выполнены на колесном или гусеничном ходу. Колесные модели более удобны и востребованы благодаря тому, что они могут передвигаться по дорогам общего пользования, не повреждая покрытие. В отличие от них гусеничные машины требуют использования специального оборудования для транспортировки. Погрузчики с колесной ходовой частью также делятся на виды по типу рамы, которая может быть шарнирно-сочлененной либо жесткой.
  5. Шины. Бывают пневматическими и цельнолитыми. Пневматические известны своими превосходными амортизационными свойствами, тогда как цельнолитые шины используются в условиях, где присутствует высокий риск повреждения покрышек.
  6. Ковш. В этой категории спецтехники ковши делятся на:
    • тяжёлые, подходящие для перевозки негабаритных грузов;
    • скальные, предназначенные для работы в карьерах;
    • облегченные, применяемые для сыпучих материалов;
    • с боковой выгрузкой, которые удобны при работе с сыпучими грунтами в ограниченных пространствах.
  7. Основное предназначение. Преимущественное большинство производимых фронтальных погрузчиков характеризуется универсальным назначением. Эти машины оснащаются как передним ковшом, так и разнообразным сменным навесным оборудованием в виде челюстных захватов, грузоподъемного крюка или держателей колес.

Впрочем, в настоящее время выпускаются и специализированные модели, например погрузочно-доставочная техника, тоже относящаяся к категории фронтальных погрузчиков, но из-за конструктивных особенностей используемая исключительно в шахтах.

характеристики погрузчика Характеристики погрузчика

Дополнительное оборудование погрузчика

Фронтальные погрузчики – универсальная техника, и свою многофункциональность она обретает за счет различных видов навесного оборудования.

  1. Ковш. Главный рабочий орган машины, от объема которого (от 3 до 10 м3) напрямую зависит уровень производительности самого погрузчика.
  2. Крюк. Элемент, предназначенный для подъема упакованного груза или материалов с возможностью такого захвата.
  3. Вилы. С их помощью выполняются такие операции, как подъем, транспортировка, штабелирование поддонов.
  4. Захваты. Их используют для работы с тюками, лесоматериалами, бочками и прочими видами специфических грузов.
  5. Отвалы бульдозера. Служат для транспортировки грузов методом буксирования по грунту или трассе без предварительного подъема.
  6. Отвалы для снежных масс. С их помощью расчищаются улицы от снега.
  7. Резчики силоса. Используются в сельскохозяйственном секторе при производстве заготовки силоса и прочего растительного сырья.

дополнительное оборудование погрузчика Дополнительное оборудование погрузчика

Как управлять погрузчиком

В связи с высоким спросом на эту технику специальность оператора погрузчика становится все более востребованной. Поскольку обучение этой профессии в автошколе не предусмотрено, стоит искать обучающие курсы, проводимые заводами и различными предприятиями.

Безусловно, принцип работы фронтального погрузчика можно освоить и непосредственно на рабочем месте, наблюдая за опытным водителем в реальных условиях. Однако начальник в любом случае не позволит управлять этой машиной без наличия специального удостоверения, являющегося своего рода доступом к работе.

Категория, указанная в документах, обозначает, с какой техникой водитель имеет право работать. Этот параметр определяется мощностью мотора машины: к примеру, категория Е1 разрешает управление погрузчиками с мощностью до 147 кВт, тогда как Е2 охватывает технику с более высоким значением.

Чтобы эффективно управлять погрузчиком, нужны квалификация и особые умения, так как некоторые модели обладают большими размерами и низким уровнем маневренности. Более того, неправильное обращение со спецтехникой может привести к значительному снижению ее производительности. Следовательно, разумнее нанять опытного оператора, а не водителя-новичка.

как управлять погрузчиком Как управлять погрузчиком

Итак, перейдем к принципу работы погрузчика.

  1. Перед запуском машины водитель должен осмотреть ее состояние и убедиться в корректности и надежности крепления навесного оборудования. При неверном подборе оборудования существенно снижается эффективность работы погрузчика и значительно ускоряется износ его элементов. Максимальная нагрузка при этом ложится на сложно восстанавливаемые редкие элементы крепления.
  2. Прогрев двигателя и последующее охлаждение на холостом ходу являются важными шагами для увеличения срока службы погрузчика, в особенности деталей, требующих смазки. Современные погрузчики зачастую оснащены встроенным таймером, который автоматически отводит время на прогрев силового агрегата.
  3. Для предотвращения перегрева мотора оператору важно освоить навык плавного торможения в любых условиях, что позволит избежать перегрузки сцепления. Для этого маневры нужно планировать заранее – за пару секунд.
  4. Корректное реверсирование – важное условие не только при движении на больших скоростях. Резкое переключение на передний ход и выжимание сцепления при смене направления приводит к преждевременному износу трансмиссии, хотя скорость работы машины при этом однозначно возрастает.
Кроме того, не рекомендуется допускать, чтобы двигатель работал на холостом ходу более 10 минут без перерыва при рулевом управлении. Важно предотвратить пробуксовку шин. Категорически не рекомендуется буксовать с ковшом при работе с грунтом.

Если же техника все-таки пробуксовывает, необходимо набрать немного грунта/песка в ковш и слегка его приподнять. Так облегчится работа сцепления и можно продолжить процесс. Также в данной ситуации поможет блокировка передних колес.

Для повышения маневренности техники сперва нужно выполнить подготовку рабочей зоны. Это позволит не только сократить время, проводимое оператором за рулем, но и облегчить его работу в целом.

 

Часто задаваемые вопросы о принципах работы погрузчика

Какие минусы фронтальных погрузчиков?

Любая многофункциональная техника не предназначена для выполнения задач узкой специализации. Погрузчики могут рыть грунт, но в сравнении с экскаваторами они не способны создавать глубокие котлованы. Они свободно маневрируют между складскими стеллажами, однако не в силах составить в этом (а также в поднятии грузов на большую высоту) конкуренцию компактным вилочным моделям.

На какие факторы стоит обратить внимание при выборе спецтехники?

Нужно знать, что из навесного оборудования входит в комплектацию, а что придется приобретать за дополнительную плату. Кроме того, во избежание спонтанного выхода из строя различных агрегатов погрузчика, а также простоев, вызванных поломками, нужно вовремя менять расходники. Поэтому перед покупкой важно поинтересоваться доступностью (есть ли в свободной продаже) самых распространенных расходных элементов.

Какая взаимосвязь таких параметров погрузчика, как производительность и объем ковша?

От объема ковша зависит производительность фронтального погрузчика. Есть недобросовестные компании, преднамеренно искажающие этот показатель – они оснащают модели средней грузоподъемности крупногабаритными ковшами. Такие действия приводят к существенному перегрузу деталей и рабочих узлов, из-за чего в ходе эксплуатации возникают серьезные поломки.

На сегодняшний день погрузчик считается одним из наиболее востребованных видов спецтехники на рынке. Его популярность объясняется универсальными возможностями, работой в сложных погодных условиях и на трудных участках. Однако для того, чтобы эти качества действительно приносили пользу, следует ответственно подойти к выбору подходящей техники.

Читайте также
Трактор
30.09.2024Почему не заводится трактор: причины и устранение проблем
Спецтехника
27.09.2024Грант на сельское хозяйство: виды и условия получения
Трактор
26.09.2024Регулировка ВОМ: о чем важно знать