Скидка на первый заказ
Спецтехника

Мочевина для дизеля: свойства, состав и основные функции

13.09.2024
1537
Время чтения: 13 минут

О чем речь? Мочевина для дизеля выпускается под товарным знаком AdBlue в виде раствора с содержанием деминерализированной воды. Используется как селективный катализатор восстановления (SCR) для снижения выбросов оксидов азота в выхлопных газах дизельных двигателей.

На что обратить внимание? Расход мочевины составляет примерно 4-6 % от затрат топлива. Для легковых автомобилей обычно требуется 1 литр на 1000 километров. Важно правильно хранить AdBlue, чтобы её свойства оставались неизменными, и учитывать, что при температуре ниже -11 °С жидкость замерзает.

 

Зачем нужна мочевина для дизеля

Для того чтобы автомобили соответствовали строгим экологическим стандартам, производители внедряют новые технологии, позволяющие снизить токсичность выхлопных газов. В бензиновых двигателях эта проблема решается с помощью каталитического нейтрализатора, а для дизельных моторов используется другое решение.

зачем нужна мочевина для дизеля Зачем нужна мочевина для дизеля

Рассмотрим, что такое мочевина для дизеля. Простыми словами, жидкость AdBlue – это водный раствор мочевины, который помогает уменьшить токсичное влияние выхлопа, в состав которого входят сажа и оксид азота.

Жидкость, попадая в катализатор SCR, разрушает образующуюся в нем сажу и топливный нагар. Происходит химическая реакция, в результате которой отложения распадаются на безопасные для атмосферы азот и водяной пар. Остальные химические соединения сгорают внутри камеры.

 

Часто автовладельцы задаются вопросами, для чего предназначена мочевина для дизеля и что случится, если жидкость AdBlue не заливать. Скорее всего, двигатель завести не удастся. Но даже если запуск состоится, то электронная система начнет забирать тягу и уменьшать мощность.

На панели приборов появится уведомление от бортового компьютера о низком уровне AdBlue. Но, как правило, жидкость расходуется не быстро – для легковых автомобилей на каждую 1000 километров уходит примерно 1 литр мочевины.

Состав мочевины для дизеля

В переводе с английского этот раствор переводится как «добавь синего». Под брендом AdBlue производится водный раствор мочевины в концентрации 32,5 % (AUS 32). Правообладателем этой марки является VDA – Ассоциация Автомобильной Промышленности Германии.

Состав мочевины для дизеля:

  • 32,5 % очищенной мочевины;
  • 67,5 % деминерализованной воды.

Но не каждый производитель жидкостей для автомобилей может выпускать такую продукцию – это достаточно сложно, так как необходимо проводить тщательную очистку вещества. Готовый состав должен соответствовать требованиям документов VDA и стандарту ISO 22241. Если характеристики состава успешно проходят контроль на соответствие нормативной документации, то производитель получает лицензию на реализацию AdBlue. Таких компаний довольно мало.

Несмотря на простоту того, из чего делают мочевину для дизеля, ее нельзя получить из органической мочевины. Молекула этого соединения имеет формулу (NH2) 2CO. По физическим свойствам это кристаллическое белое вещество без запаха, хорошо растворимое в воде и других жидкостях (метиловом спирте, аммиаке).

Для машин используется более сложный состав, называемый AdBlue, который позволяет очистить выхлопные газы от N2О и других вредных соединений. Жидкость, применяемая в автомобилях, мало чем напоминает сельскохозяйственную мочевину. Альдегид (5 мг/кг), магний, кальций, натрий, алюминий, железо, калий и фосфат (по 0,5 мг/кг), цинк, никель, медь и хром (по 0,2 мг/кг) – это то, из чего состоит мочевина для дизеля.

В Европе производство данного продукта контролируется VDA, которая лицензирует изготовителей. Некоторая продукция поставляется на российский рынок. В нашей стране примерно 50 % товара занимает жидкость AdBlue. Качество продукта подтверждается его соответствием стандарту ISO-22241-2-2009.

состав мочевины для дизеля Состав мочевины для дизеля

Существует два способа производства мочевины:

  • Прямой – продукт изготавливается прямо на азотном заводе.
  • Вторичный – производство идет по технологии блендинга, то есть смешивания воды и гранул мочевины.

Карбамид (второе название мочевины) выпускается на химических заводах. Часто ее делают в форме гранул, которые затем растворяют в воде, получая конечный продукт.

Прямой метод производства предполагает, что весь цикл совершается прямо на заводе без использования стадии грануляции.

К продукции AdBlue относится мочевина, изготовленная на химическом предприятии прямым способом. Такие заводы называют первичными. Преимущество метода – высокое качество продукта и отсутствие ненужных примесей.

Некоторые предприятия изготавливают реагент по вторичному способу. В таком случае закупается гранулированная мочевина и растворяется в деминерализованной воде. Минус этого метода – есть риск попадания нежелательных примесей, ухудшающих качество продукта.

Независимо от используемого способа производства изготовитель должен иметь лицензию. В противном случае выпускаемый продукт не может носить название AdBlue. Некоторые заводы хитрят и называют свою жидкость, например, «Лучший Blue» либо «Блю», но она фактически является подделкой.

По данным на 2024 год в России работает лишь четыре изготовителя AdBlue, выпускающих легальную продукцию высокого качества.

 

Плюсы и минусы использования мочевины для дизеля

Средний расход мочевины для дизеля равен приблизительно 1 литр на 100 км. Точное значение зависит от конкретного автомобиля и его класса экологичности.

Преимущества использования мочевины:

  • обеспечение соблюдения требований Евро-6;
  • маленький расход;
  • легкий монтаж системы в автомобиль;
  • повышение мощности мотора и уменьшение расхода топлива.

Недостатки применения мочевины:

  • замерзание раствора при температуре ниже -11°С;
  • необходимость иметь в машине запас жидкости;
  • более высокая стоимость автомобиля при наличии такой системы;
  • большое число подделок;
  • повышенные требования к качеству топлива;
  • раствор легко вступает в реакцию с другими элементами, поэтому требует особого хранения.

Система, безусловно, является полезной, но во многих случаях использование машины с AdBlue является невыгодным. Поэтому перед покупкой автомобиля с таким компонентом нужно адекватно оценить, в каких условиях он будет эксплуатироваться.

Процесс заправки автомобиля мочевиной

По мере того, как машина проезжает некоторое расстояние, мочевина для дизеля AdBlue, подобно любой рабочей жидкости, расходуется, поэтому, чтобы система SCR работала бесперебойно, нужно вовремя делать дозаправку.

Нужно знать, что средний расход мочевины равен 4-6 % от объема горючего, расходуемого двигателем. Например, если тягач потребляет 2 л реагента на 100 км, значит бака объемом 100 литров хватит приблизительно на 5000 км.

Так как карбамид очень требователен к условиям хранения и перевозки, важно придерживаться некоторых правил. Нужно пользоваться только специальным оборудованием для заправки, поскольку все его составные элементы (шланги, насосы, модули) сделаны из материалов, которые допускают контакт с рассматриваемым веществом.

Обычно это нержавеющая сталь и некоторые разновидности пластика, изготовленные на основе полипропилена либо чистого полиэтилена. Заправку машин AdBlue обычно выполняют специализированные компании. Крупные организации, располагающие собственным автопарком, покупают такое оборудование для частного пользования либо автосервиса.

процесс заправки автомобиля мочевиной Процесс заправки автомобиля мочевиной

Как правильно хранить мочевину AdBlue

Хранить AdBlue необходимо только в оригинальных емкостях, сделанных из полиэтилена или полипропилена высокого давления, а также из аустенитных высоколегированных сталей. Нельзя хранить жидкость в цинковой, латунной, медной, чугунной, алюминиевой таре, поскольку реагент вступает в контакт с этими металлами с образованием солей. Если такие соединения попадут в катализатор, то он может выйти из строя.

Чтобы в жидкость не попали никакие посторонние примеси, тара с ней всегда должна быть плотно закрыта.

Хранить AdBlue рекомендуется при температуре от + 11 до + 30°С. Если температура опускается ниже -11,5°С, мочевина для дизеля замерзает, но при этом ее свойства сохраняются. Нельзя хранить жидкость под прямыми солнечными лучами, поскольку при температуре, превышающей + 30°С, карбамид гидролизуется и преобразуется в аммиак. Если градусы будут повышаться и дальше, то качество реагента станет хуже и срок годности уменьшится.

Эксплуатация AdBlue зимой

При низкой температуре AdBlue замерзает, либо могут образоваться отложения, поэтому при использовании реагента в зимний период необходимо учитывать следующие особенности:

  • перевозить и хранить жидкость нужно при температуре не ниже -11°С во избежание замерзания раствора;
  • при температуре воздуха меньше -11°С нужно использовать специальные обогреватели;
  • замороженный реагент следует размораживать с помощью обогревателя до достижения температуры + 11-20°С.

Нужно помнить, что при замерзании AdBlue система очистки выхлопных газов может повредиться, и двигатель будет работать менее эффективно.

Чтобы автомобиль зимой работал в нормальном режиме, нужно следить за температурой и состоянием жидкости, пользоваться обогревателями и соблюдать правила эксплуатации и хранения AdBlue.

Меры предосторожности, предотвращающие проблемы с замерзанием мочевины для дизеля в зимний период:

  1. Хранить реагент в тепле. Рекомендуется держать AdBlue в помещении, где температура не падает ниже нуля во избежание замерзания.
  2. Пользоваться подогревателем. При наличии в автомобиле системы AdBlue нужно применять специальные обогреватели, чтобы жидкость не замерзала.
  3. Прогревать двигатель машины. Если техника долго находится на морозе, то двигатель необходимо прогревать, чтобы AdBlue не замерзала.

Если соблюдать рекомендации использования реагента и учитывать все особенности, можно быть уверенным, что даже зимой очищающая система будет работать как положено.

 

Часто задаваемые вопросы о мочевине для дизеля

Что случится, если не заправиться AdBlue?

Если вовремя не сделать заправку и жидкость в системе полностью закончится, произойдет автоматическое включение ограничения крутящего момента, и скорость автомобиля упадет. Такой же результат может быть и при использовании другого раствора, а также это может привести к повреждению катализатора SCR.

Как выполнить заправку и куда заливать мочевину для дизеля AdBlue?

Реагент необходимо заливать в отдельный бак машины, имеющий наконечник специальной формы и определенного размера, что препятствует случайной заливке других жидкостей в него.

как выполнить заправку и куда заливать мочевину для дизеля adblue Как выполнить заправку и куда заливать мочевину для дизеля AdBlue

Какой срок годности имеет AdBlue?

Срок годности реагента определяется условиями содержания. При хранении AdBlue при температуре ниже +10°С срок годности равен 36 месяцам, при +10-25°С – 18 месяцам, при температуре выше +30°С – 12 месяцам.

Где можно приобрести AdBlue?

В Европейских странах раствор можно купить в магазине либо залить прямо на заправке. В России жидкость можно приобрести только у официальных дистрибьюторов.

Можно ли применять AdBlue после размораживания?

Можно. Свойства жидкости полностью сохраняются после оттаивания. Тестирование показывает, что первая капля размороженного раствора обладает характеристиками, указанными в спецификации.

Итак, мы рассмотрели, для чего нужна мочевина для дизеля. Ее использование позволяет эффективно решить проблему уменьшения вредных выбросов в атмосферу и обеспечить соответствие современным экологическим стандартам. Это инновационное средство помогает улучшить экологию и повысить эффективность двигателей на дизельном топливе в транспортной сфере и промышленности.

Читайте также
Трактор
30.09.2024Почему не заводится трактор: причины и устранение проблем
Спецтехника
27.09.2024Грант на сельское хозяйство: виды и условия получения
Трактор
26.09.2024Регулировка ВОМ: о чем важно знать