О чем речь? Лучший плуг – тот, который соответствует условиям работы, а именно типу почвы, глубине вспашки, используемому трактору. Если купить первый попавшийся, то есть риск некачественной обработки, а также поломки техники или навесного оборудования.
На что обратить внимание? Плуги выбирают по количеству корпусов, ширине, способу сцепления с трактором. Не менее важна правильная настройка оборудования перед началом вспашки.
В этой статье:
Виды плугов для трактора
Навесной
Для установки данного оборудования используется подвеска с одной точкой крепления. Оптимальное количество корпусов определяется с учетом мощности тракторного тягача. Преимущества этой модели включают в себя относительную простоту конструкции устройства. Единственным недостатком является невозможность использования техники с большим количеством корпусов при малой мощности трактора.
Виды плугов для трактора
Полунавесной
В данной конфигурации кроме навесного оборудования для крепления также используются поддерживающие колеса. Для тракторов с тяговым усилием до трех тонн подходят 6-корпусные механизмы.
При более высоком тяговом усилии, например, пять тонн и более, эффективными будут 12-корпусные устройства. В период активного освоения пахотных угодий в Казахстане при выборе лучшего плуга для трактора К-701 использовались даже 16- корпусные и 20-корпусные конструкции.
Основным преимуществом полунавесных плугов является повышенная скорость вспашки, однако их недостаток – сниженная маневренность из-за широкой полосы обработки. Помимо этого, такие плуги являются сложными с технической точки зрения и из-за увеличенного износа часто требуют внепланового ремонта и дополнительных комплектующих.
Прицепной
Этот вид плуга не пользуется широкой популярностью. Для его перемещения требуются специальные колеса. Тем не менее ни один другой плуг не обеспечит столь однородной вспашки. Единственным недостатком является ограничение в обработке относительно небольших участков при использовании подобных устройств.
Роторный
Конструкция этого агрегата включает подвижный вал, на котором размещаются несколько лемехов. Такая система является простой, но при этом обеспечивает высокую эффективность при обработке почвы. Основная задача оператора – поддерживать строгое направление вспашки по ровной линии. Хороший плуг для мотоблока этого типа идеально подходит для посадки различных корнеплодов.
На рынке существует несколько разновидностей этого оборудования для обработки почвы:
- барабанные, где устанавливаются жесткие, пружинистые или комбинированные толкатели;
- лопастные, с конструкцией, включающей подвижный диск, на который крепятся одна или две пары лопастей;
- лопаточные, где лопатки крепятся на подвижном роторе с независимыми подвесками;
- шнековые, отличающиеся наличием рабочего винта, будь то однозаходный или многозаходный.
Основным преимуществом роторного плуга считается направление силового воздействия сверху вниз на почву. Это обеспечивает минимальное энергопотребление со стороны тянущего трактора.
Лемешно-отвальный плуг
Конструкция лемешно-отвального плуга, известного как перекидной, или оборотный плуг, представляет собой элементы в виде клиньев, размещенные под строго заданным углом. В результате обработки почвы с помощью такой техники образуется изогнутый отвал с мелкими кусками грунта. Эта система может быть выполнена как в одном, так и в нескольких корпусах, а глубина вспахивания регулируется относительно опорного колеса.
Виды плугов для трактора
Дисковый плуг
Монтируется на несущем валу, поддерживаемом подшипниками. Рабочий край ротора обладает достаточной остротой, что обеспечивает возможность эффективно резать и переворачивать почву. Это оборудование идеально подходит для обработки глинистых и влажных почв. Для поддержания остроты краев даже после воздействия абразивных или металлических элементов, которые попадаются в почве, детали ротора изготавливаются из специальных сортов стали.
Минимальная потребность в мощности от тягового трактора всего 18 лошадиных сил. Это делает дисково-рыхлительный плуг идеальным выбором. Это устройство позволяет эффективно обрабатывать почву без формирования отвала. Конструкция включает три ключевые плоскости:
- нижнюю горизонтальную;
- боковую вертикальную;
- переднего отвала.
Выбор плуга по количеству корпусов и отвалов
Отвальный или безотвальный
Для более глубокого понимания данного вопроса рассмотрим процесс обработки почвы, выделив два основных метода вспашки:
- Отвальная вспашка. В данном случае самый лучший плуг, воздействуя на почву, поворачивает обрабатываемый пласт. Этот метод способствует вертикальному изменению положения слоев грунта с различными свойствами. Более того, такой процесс обеспечивает лучшую рыхлость и перемешивание почвы.
- Безотвальная вспашка. Отличительной особенностью данного метода является то, что пахотный слой не поворачивается, и жнивье остается на поверхности почвы. Этот подход находит применение в особых ландшафтных и климатических условиях.
Выбор плуга по количеству корпусов и отвалов
Отвальные делятся на:
- бороздные;
- лишенные борозд.
Последние применяются для обработки почвы, создавая из нее свал.
Однокорпусный или двухкорпусный
Давайте рассмотрим, какой идеальный плуг для мотоблока подойдет вам по форме. Существует два основных типа:
- Однокорпусные плуги. Предназначены для обработки мягких грунтов. Их отличительные особенности – это небольшой вес, быстрая сборка. Однокорпусные плуги монтируются на агрегаты с маломощными бензиновыми или дизельными двигателями.
- Двухкорпусные плуги. Направлены на вспахивание грунта различной твердости. Единственным препятствием для них могут стать камни в почве, которые способны повредить оснастку и затруднить работу. Для наилучшей эффективности установка такого оборудования на мотоблок требует двигателя мощностью 3–5 лошадиных сил.
Итак, однокорпусные оснастки идеально подходят для обработки мягких почв и легких мотоблоков, в то время как двухкорпусные плуги эффективно справляются с плотными участками, особенно на средних и тяжелых моделях агрегатов.
Дополнительные критерии выбора плуга
Мощность трактора
Один из ключевых параметров при подборе оборудования – это мощность трактора. Для бесперебойного движения лучшего плуга для мини-трактора без лишнего расхода топлива требуется, чтобы сила тяги была достаточной для буксировки установленного числа корпусов. Среди наиболее востребованных – плуги с 7–8 корпусами.
Опытные специалисты советуют рассматривать выбор числа корпусов исходя из 40 л. с. мощности трактора на один корпус.
Площадь обрабатываемых участков
Ширина захвата плуга, зависящая от количества корпусов, должна идеально соответствовать как объему обработки, так и мощности используемой техники. При выборе корпуса и типа лемеха необходимо учесть разнообразные условия, такие как влажность поля, рельеф местности.
Сложность грунта
Выбор типа защиты плуга также зависит от особенностей грунта. Обычно плуги оснащаются рессорной, гидравлической защитой или механизмами на основе срезных болтов. На легких почвах удобно применять традиционную защиту срезными болтами. При столкновении с препятствием болт отсекается, что позволяет корпусу подняться и пройти мимо плуга.
В условиях тяжелого грунта с множеством камней или корней постоянная замена болтов может быть неэффективной. Поэтому эксперты рекомендуют применять пружинную или рессорную защиту.
Наиболее современным вариантом является гидравлическая защита. Корпуса поднимаются и опускаются с использованием гидравлического цилиндра. Такая система защиты обходится гораздо дороже и более сложна в ремонте по сравнению с альтернативными вариантами.
Расположение трактора
Существует несколько вариантов плугов, учитывающих расположение трактора в процессе вспашки. В традиционном случае, когда трактор движется одним колесом в борозде, полоса под колесом уплотняется, а сам трактор постоянно находится в наклонном положении, что приводит к увеличению износа деталей и создает неудобства для водителя.
Некоторые современные плуги оснащены технологией on-land, позволяющей трактору в процессе обработки почвы полностью оставаться на непаханой полосе. Однако наиболее удобными считаются универсальные плуги, в которых предусмотрена возможность выбора между обоими вариантами работы.
Настройка плуга после покупки
Когда вы определились, какой плуг лучше, необходимо произвести его сборку и настройку. Даже небольшие ошибки в этом могут сократить срок службы оборудования.
Сборку лучше всего проводить на деревянном брусе длиной 65 см. Перед началом сборки необходимо зафиксировать раму. Устанавливают корпус на брус, а затем монтируют навес. Навес крепится к стойке и раме с использованием болтов.
После этого приступают к установке предплужника, который крепится к продолжению полос при помощи гаек и пружинных шайб. Важно не затягивать скобы слишком крепко, так как они должны свободно двигаться до завершения сборки.
На колеса с внешней стороны устанавливается опорное колесо, которое опускается в самое низкое положение. Опорный болт и гайка регулируются в державке, а затем скобу полностью затягивают, убирая деревянный брус.
Настройка плуга после покупки
Теперь можно приступить к фиксации навеса, крепя его к раме оборудования. Болты затягивают максимально. Предплужник и скобы оставляют слегка подтянутыми.
Затем монтируются прицепные устройства для бороны, которые крепятся гайками. На заднюю часть основной балки подвешивается светоотражатель. Все болты затягиваются, и плуг готов к работе. Теперь можно провести регулировку на месте и приступить к использованию.
Настройка плуга перед началом работы включает в себя следующие этапы:
- Проверка крепежа. Тщательно осмотрите все элементы крепления хорошего плуга для мотоблока. В случае обнаружения ослабленных гаек их следует тщательно подтянуть.
- Установка глубины обработки почвы. Регулируйте плуг так, чтобы он устанавливался на заданную глубину обработки почвы. Расстояние между корпусом и предплужником не должно быть менее 250 мм.
- Затягивание скоб предплужника. Скобы предплужника должны быть затянуты так, чтобы обрез корпуса закрывал предплужник.
- Регулировка ширины обработки почвы и колес. Проведите настройку ширины обработки почвы и расположения колес. Правое колесо должно находиться между рядами.
- Обеспечение горизонтального положения рамы при движении. Регулируйте высоту колес, чтобы при движении рама шла строго горизонтально. В случае низкой устойчивости оборудования разведите колеса.
Признаками успешной регулировки и сборки являются равномерная высота рядов и правильная ширина междурядий. Эти параметры свидетельствуют о том, что оборудование готово к эффективной работе.
Топ-5 лучших плугов
ПОН-3‒35
Оборотный навесной плуг ПОН-3‒35 предназначен для обработки почвы на глубину от 18 до 30 см. Этот агрегат подходит для использования на почвах, не содержащих камней и других преград, с удельным сопротивлением до 0,09 МПа и твердостью до 3,5 МПа (борозда).
ПОН-3‒35
Wirax-3-25
Лучший плуг от польского бренда Wirax открывает широкие возможности для эффективной и бюджетной обработки земельных участков различных размеров. Применение высококачественного металла в производстве оборудования Wirax гарантирует долгий срок службы.
Трехкорпусный плуг Wirax, обладающий увеличенной шириной захвата, идеально подходит для обработки обширных территорий. Использование данного плуга после вспашки существенно сокращает количество сорняков, обеспечивает рыхлость и мягкость почвы. Это оборудование Wirax не только повышает производительность, но и способствует улучшению общего состояния почвы на вашем участке.
Wirax-3-25
Плуг ПЛН-4-20
Лемешный навесной плуг общего назначения ПЛН-4-20 предназначен для выполнения основной отвальной обработки почвы. Этот плуг применяется для частичного перемешивания, рыхления и поворота почвы. Это необходимо для последующего качественного перегнивания остатков, а также для уничтожения возбудителей болезней культурных растений.
Плуг также способствует увеличению пористости и уровня аэрации почвы, создавая более однородный слой для обработки. Может использоваться с тракторами, оборудованными стандартной 3-точечной навесной системой.
Плуг ПЛН-4-20
Bomet-225
Хороший плуг для мотоблока с мощностью выше 25 л. с., представленный компанией Bomet, двухкорпусный агрегат. Этот плуг разработан с учетом высокой производительности и приспособленности к различным задачам обработки почвы.
Конструкция предусматривает два регулируемых лемеха с возможностью изменения угла атаки, опорное колесо, рычаг для регулировки глубины задела и устройство для надежного крепления на минитрактор, оборудованный трехточечной системой подключения навесного оборудования. Эта инновационная система позволяет эффективно использовать плуг Bomet в различных условиях и для разнообразных задач.
Bomet-225
Файтер-PL-130 с подрезным диском
PL-130 – это навесной плуг с одним корпусом, спроектированный для использования с тяжелыми мотоблоками, обладающими одноточечным креплением навесного оборудования и мощностью от 10 до 15 л. с., при весе от 200 кг. Этот плуг оптимален для минитракторов, таких как «Скаут-T-12», Т-15 или T-18, а также для тракторов с задними колесами размером 16".
PL-130 оснащен современным лемехом из высококачественной стали. Простая, но надежная конструкция плуга PL-130 обеспечивает долговечность. Для более плавного передвижения рекомендуется утяжеление конструкции плуга. Кроме того, установлено ограничительное регулировочное колесо, которое снижает нагрузку при вспашке почвы.
Файтер-PL-130
Часто задаваемые вопросы о выборе плуга
Как оптимизировать затраты при использовании плуга?
Рекомендуется внедрить дисковые ножи. Эти ножи эффективно предотвращают забивание лучшего плуга и позволяют сократить расходы топлива не менее чем на 3 %. Кроме того, на абразивных почвах использование усиленных рабочих элементов снизит эксплуатационные издержки. Эти меры не только обеспечат эффективную работу, но и сделают процесс более экономичным.
Какие аспекты следует учесть при принятии решения о покупке?
Нужно в первую очередь искать такие возможные дефекты, как:
- недостаточно массивная стойка;
- укороченный дамп;
- слишком тонкий лист, из которого сформирован корпус;
- низкокачественная сталь с наличием пузырей и раковин в зонах сварки.
Как выбрать оптимальное соотношение ширины и глубины вспашки?
Идеальное соотношение ширины захвата корпуса и глубины вспашки, способствующее минимальному износу деталей и максимальной экономии в работе, составляет примерно 1 : 4.
Это сочетание гарантирует эффективную обработку почвы, обеспечивает удобство при посеве и быстрый возврат вложенных средств. В текущих рыночных условиях агрегат окупается в течение одного сезона. При выборе типа оборудования для вспашки (дискового или роторного) следует учитывать особенности поля.