Скидка на первый заказ
Навесное оборудование

Агрегатирование трактора: правила и особенности

08.02.2024
2259
Время чтения: 13 минут

О чем речь? Агрегатирование трактора – процедура подключения плуга, отвала, прицепа, культиватора, ковша. Навесное оборудование подсоединяют сзади или спереди спецтехники.

На что обратить внимание? Для агрегатирования важно выбрать подходящее тягово-сцепное устройство. Наиболее распространенные: серьги, скобы и трехточечные приспособления. В случае сцепки через вал отбора мощности устанавливают дополнительную защиту.

 

 

Принципы агрегатирования трактора

Агрегатирование трактора – это процесс формирования комплекса дополнительного оборудования, который необходимо выполнять с учетом:

  • типа конкретной машины;
  • тягового класса трактора.

В соответствии с первым принципом учитывается пригодность силового агрегата, ходовой части и трансмиссии для выполнения того или иного вида работ. Оценивая технику, необходимо принимать в расчет технологические требования и правила техники безопасности. Также важна техническая готовность к осуществлению агрегатирования, под которой понимают способность:

  • навесного или прицепного оборудования к соединению с трактором;
  • трактора к обеспечению требуемого скоростного режима, а также раздаче мощности дополнительному оборудованию.

Принципы агрегатирования трактораПринципы агрегатирования трактора

К примеру, при агрегатировании трактора с применением ротационной косилки КРН-2.1 машина должна иметь колесную ходовую часть, пневматические колеса, гидрофицированную трехточечную навеску, которая необходима для соединения оборудования с трактором, а также для его перевода в транспортное или рабочее положение. Кроме того, требуется наличие вала отбора мощности, который позволяет обеспечивать привод рабочих частей косилки. Учитывая все перечисленные выше запросы, для применения ротационной косы обычно пользуются универсальными тракторами на колесном ходу (тяговый класс – от 0,9 до 1,4 тс).

В соответствии со вторым из указанных выше принципов трактор должен иметь мощность и тяговую способность, которые делают возможным агрегатирование с применением одной конкретной или нескольких единиц дополнительного оборудования.

Изучением этого вопроса занимается специальная дисциплина – «Технология механизированных работ», в рамках которой для обоснования комплектования и подбора применяются математические расчеты. Подбирая ту или иную технику для навески, также важно принимать во внимание энергопотребление, величину которого можно найти в прилагаемой технической документации.

При агрегатировании трактора первоочередной задачей является рациональная комплектация и загрузка машинно-тракторного агрегата, позволяющая достичь максимальной производительности.

Кроме того, при выполнении вычислений обязательно принимается во внимание ряд переменных условий, от которых зависит загрузка агрегата. Расчеты производятся с учетом:

  • тягового усилия, развиваемого машиной;
  • влажности и физического состояния почвы, типа дорожного покрытия и других факторов, влияющих на движение трактора;
  • типа ходовых движителей конкретной техники и коэффициента сцепления с грунтом или дорожным покрытием;
  • коэффициентов, отражающих потери мощности, которыми сопровождается преодоление неровностей рельефа местности, воздействие встречных ветровых потоков и т. п.

Учитывая все необходимые факторы, включая удельное сопротивление, с которым сталкиваются рабочие органы техники при обработке почвы, можно достаточно точно рассчитать, например, оптимальные значения ширины захвата.

Принципы агрегатирования трактораПринципы агрегатирования трактора

 

Способы агрегатирования трактора

Принято относить дополнительное оборудование, используемое на специальной тракторной технике, к трем основным типам в зависимости от того, как происходят соединение и взаимодействие.

Сельскохозяйственные орудия и машины бывают навесными, полунавесными и прицепными:

  • Навесным дополнительным оборудованием для агрегатирования с трактором принято называть технику, масса которой целиком распределена на колесную или гусеничную базу. Чаще всего для соединения таких машин (плугов, культиваторов, сеялок, борон и т. п.) используется задняя навеска, реже – передняя (для присоединения подкормщиков-опрыскивателей, бульдозерных ножей и т. д.).
  • К полунавесному относится дополнительное оборудование, масса которого при транспортировке частично распределена на трактор и на собственную колесную базу. Обычно для присоединения полунавесных машин используются шарниры на продольных тягах или поперечины прицепных устройств механизмов задней навески, как в случае с картофелеуборочными, корнеуборочными комбайнами, льнокомбайнами, льнотеребилками и т. д. Также возможно присоединение полунавесного оборудования (двухбрусных косилок, косилок-измельчителей и т. п.) к прицепным устройствам и остову тракторов. Для соединения с транспортными прицепами и разбрасывателями удобрений могут использоваться гидрофицированные прицепные крюки.
  • Агрегатирование трактора с прицепом – оборудование, масса которого при транспортировке и применении распределена целиком на собственную колесную базу. Для присоединения прицепного устройства обычно используется поперечина, которой оснащается прицеп на механизме задней навески, как в случае эксплуатации кукурузоуборочных и силосоуборочных комбайнов, пресс-подборщиков, зерновых сеялок, паровых культиваторов, или буксирные устройства (для транспортных двухосных прицепов).

Учитывая вид работ и тип дополнительного оборудования, при агрегатировании тракторов регулируется колея на передней и задней осях, устанавливается требуемое давление воздуха в колесах, выбирается рабочая и транспортная скорости.

Способы агрегатирования трактораСпособы агрегатирования трактора

Сцепные устройства для агрегатирования трактора

Агрегатирование тракторной техники с прицепными или навесными машинами осуществляется с помощью тягово-сцепных устройств, конструкция которых может существенно варьироваться в зависимости от характера выполняемых работ. Важно помнить, что для сборки одной и той же машины могут применяться разные виды ТСУ.

Например, для монтирования прицепного дискового лущильника, оснащенного серьгой, может использоваться как поперечная планка (скоба), соединяющая нижние рычаги трехточечного навеса, так и тяговый брус.

Серьга

Серьгой принято называть специальное устройство, наиболее часто используемое при агрегатировании с тракторами прицепного и полуприцепного дополнительного оборудования. На дышло машины устанавливают петлевую серьгу, для фиксации которой в вилке тягового бруса используется специальный шкворень – «палец».

Использование для сцепки петельных соединений имеет целый ряд преимуществ, которые проявляются, например, когда сеялки или культиваторы применяются для обработки почвы на полях с неровным рельефом. Благодаря петле машина имеет возможность следовать за неровностями, что существенно повышает эффективность ее применения.

К недостаткам можно отнести относительную сложность присоединения – прицепить машину к трактору с помощью серьги и пальца без помощника, скорее всего, не получится.

Такие тягово-сцепные устройства просты и надежны, но их применение ограничено высотой дышла – вал отбора мощности подключается свободно, а вот с регулировкой высоты сцепки могут возникать проблемы.

 

Тяговые скобы

Агрегатирование выполняется так же, как и в предыдущем случае, но для установки тяговой вилки используется поперечная скоба. Такой способ удобен, если трактор не оснащен тяговым брусом, вилкой или есть необходимость дополнительной регулировки высоты сцепки с помощью трехточечного навеса, на рычаги которого монтируется скоба.

При использовании прицепного дополнительного оборудования (лущильников, культиваторов, сеялок) нагрузка на ТСУ будет исключительно продольной, а значит, проще всего будет применить для сцепки серьгу.

При агрегатировании с помощью поперечной скобы в качестве дополнительной опции можно также выбирать точку приложения тягового усилия, если предусмотрены дополнительные места на планке, в которых возможна установка вилки.

Сцепные устройства для агрегатирования трактораСцепные устройства для агрегатирования трактора

Трехточечная сцепка

С помощью «трехточки» тракторная техника агрегатируется с навесным или полунавесным дополнительным оборудованием. Для выравнивания продольного положения используется центральный винт, а основные нагрузки распределяются по нижним рычагам сцепки.

Для присоединения навесных и полунавесных машин (плугов, фрез, опрыскивателей и т. д.) пользуются другими видами навески, в том числе треугольниками или трехточечными сцепками.

Среди недостатков навесного оборудования специалисты выделяют перераспределение основной нагрузки на задние колеса трактора, что приводит к ускоренному изнашиванию колес и элементов подвески. Очевидным плюсом таких машин являются мобильность, а также сокращенная длина и меньшее количество трубок в гидравлической системе.

При правильной отладке и грамотной эксплуатации такие тягово-сцепные устройства исправно выполняют свои функции в течение долгого времени.

Устройства безопасности при агрегатировании трактора через ВОМ

Для предотвращения вала отбора мощности (ВОМ) многие тракторы, имеющие активные рабочие части, оснащаются механическими предохранительными муфтами.

Предохранительные муфты в автоматическом режиме прерывают или ограничивают передачу крутящего момента от валов отбора мощности к ВПМ, если возникают перегрузки, причиной которых могут быть большие пусковые нагрузки, блокировка рабочих инструментов и т. д.

Эти устройства бывают кулачковыми, фрикционными, дисковыми и имеют разрушаемые или неразрушаемые рабочие элементы. Последние обычно предохраняют от перегрузок, вероятность возникновения которых относительно низкая.

Некоторые тракторы оснащаются обгонными муфтами – такие узлы имеют свободный ход, их замыкание/размыкание зависит от направления вращения вала.

Благодаря муфтам свободного хода валы отбора мощности предохраняются от поломки при выключении из-за повышенного момента инерции вращающихся масс.

Кроме того, широко применяются различные комбинации предохранительных муфт.

Приобретая и эксплуатируя машины с карданными валами, необходимо внимательно изучить рекомендации производителя.

Специалисты советуют агрегировать с тракторной техникой дополнительное оборудование, имеющее активные рабочие органы с длиной вала в полностью сдвинутом положении относительно центров шарниров не более 1 000 мм.

Устройства безопасности при агрегатировании трактора через ВОМУстройства безопасности при агрегатировании трактора через ВОМ

Пример агрегатирования трактора культиватором

Для того чтобы присоединить культиватор, начните с установки прицепной и упряжной скоб, предварительно переведя ТСУ в крайнее верхнее положение.

Для установки оборудования на трактор, имеющий спаренные шины, необходимо демонтировать дополнительные колеса.

Для того чтобы присоединить к трактору культиватор, необходимо:

  • медленно сдавая назад, завести прицепное устройство в зев скобы на тракторе;
  • вставить палец и чеку;
  • подключить гидротрассу с помощью запорных устройств таким образом, чтобы при переводе рукоятки на гидрораспределителе в положение «опускание» выдвигались штоки цилиндров;
  • обвести страховочной цепью прицепную скобу, закрепив ее свободные концы на снице;
  • откиньте и зафиксируйте подставку сницы.

Далее необходимо долить масла в бак, контролируя его уровень через стекло, предварительно переведя переключатель в положение «дальний транспорт», а затем в рабочее положение.

В ходе эксплуатации культиватора надо следить, чтобы рабочие органы не забивались сорными растениями, вычищая их при каждой остановке.

Специалисты рекомендуют использовать для культиваций «челночный» метод. Улучшить крошение и эффективно выровнять поверхность почвы можно, увеличив силу сжатия пружин нажимных штанг на заравнивающих приспособлениях. Поворачивать агрегат, когда его рабочие органы заглублены в грунт, нельзя!

Если культиватор нужно перевезти на другое поле, переведите его в положение «дальний транспорт», для этого необходимо:

  • перевести подставку сницы в транспортное положение;
  • отбросить откидные болты, соединяющие боковые и средние секции между собой;
  • отбросить фиксатор;
  • подкатить колеса центральной рамы, включив соответствующую рукоятку гидрораспределителя;
  • вернуть в нейтральное положение и убедиться, что шток гидроцилиндра зафиксирован;
  • перевести в транспортное положение боковые секции, включив соответствующую рукоять в положение «подъем», а затем опять в нейтральное;
  • поставить в транспортное положение средние секции, включив соответствующей рукоятью положение «подъем», а затем вернув нейтральное;
  • зафиксировать средние секции в фиксаторе.
 

Часто задаваемые вопросы об агрегатировании трактора

Какое дополнительное оборудование используется на промышленной тракторной технике?

Для агрегатирования промышленных тракторов используется множество навесных и прицепных машин – бульдозерные ножи, рыхлители, скреперы, корчеватели, кусторезы, буры, буры-столбоставы, уплотнительные катки и т. д.

Как выбор машин для агрегатирования зависит от массы трактора?

В зависимости от массы тракторы могут агрегатироваться разным дополнительным оборудованием. Например, для гусеничных машин массой не более 5 т это бульдозерные ножи, погрузчики и рыхлители.

Наиболее универсальной считается тракторная техника массой от 6 до 10 т. Она также комплектуется трубоукладчиками, скреперами, глубокорыхлителями, траншеекопателями, экскаваторами, бурами и т. д. При массе свыше 30 т тракторы не монтируются погрузчиками, а весом более 40 т – могут использоваться только с бульдозерными ножами и рыхлителями.

Шлейф техники, с которой агрегатируются тракторы, определяется массой последних. Так, гусеничные машины массой до 5 т монтируются с бульдозером, погрузчиком, рыхлителем. Тягачи массой 6–10 т – наиболее универсальные, к ним, кроме перечисленной техники, можно прицепить трубоукладчик, скрепер, глубокорыхлитель, траншеекопатель, экскаватор, бур и др. На тракторы массой более 30 т не устанавливают погрузчики. Сельхозтехника массой более 40 т агрегатируется только с бульдозером и рыхлителем.

Как выполняется агрегатирование промышленных тракторов?

Для навески дополнительного оборудования на промышленную тракторную технику применяются разные методы. Это может быть использование как трех-, так и четырехточечных навесных механизмов, универсальных рам с шарнирами и т. д.

При агрегатировании тракторов важно соблюдать определенные принципы, часть из которых мы рассмотрели выше. Максимальные эффективность, производительность и безопасность достигаются исключительно при условии выполнения перечисленных правил.

Читайте также
Трактор
30.09.2024Почему не заводится трактор: причины и устранение проблем
Спецтехника
27.09.2024Грант на сельское хозяйство: виды и условия получения
Трактор
26.09.2024Регулировка ВОМ: о чем важно знать